Бизнес, судоходство, туризм и рекреация, строительство, торговля, логистика – это лишь часть сфер, в которых намерены сотрудничать Крым и Сирийская Арабская Республика. В рамках некоторых отраслей уже началось активное взаимодействие. С чего и когда началась дружба двух республик, в чем она проявляется и что получают регионы друг от друга – в нашем материале.
Начало международному партнерству было положено весной прошлого года, когда большая сирийская делегация во главе с министром экономики и внешней торговли Самером аль-Халилем прибыла в Крым для участия в Ялтинском международном экономическом форуме (ЯМЭФ). В числе гостей присутствовали министры правительства арабской республики, чиновники, а также представители крупного бизнеса. Всего делегация состояла из более чем 80 человек.
Тогда же стало известно о том, что Ялта стала побратимом главного порта Сирии на Средиземном море — города Латакия, губернатор которой тоже прибыл на ЯМЭФ. Во время форума между республиками был подписан меморандума о сотрудничестве, в рамках которого с Сирией заключили договоров на 68 миллиардов рублей.
Так, власти регионов подписали соглашение о подготовке прямого судоходного сообщения между Республикой Крым и Сирией. Постпред РК при президенте России Георгий Мурадов подчеркнул, что Крым — географически ближайший к Сирии регион России, поэтому выстраивание стабильных связей в сфере морского судоходства, а впоследствии и пассажирских связей — это очень перспективное направление. Постпред отметил, что сегодня сирийцы нуждаются в строительных материалах, которые необходимы для восстановления дорог и инфраструктуры, в упадок пришли целые отрасли экономики страны.
Не прошло и нескольких месяцев, как на полуострове заговорили о создании судоходной компании специально для поставки зерна Дамаску.
«Есть предложение создать совместную судоходную компанию. Сирии нужны зерно, уголь. И мы, крымчане, готовы зерновые поставлять на рынки Сирии», — заявил глава Крыма Сергей Аксенов.
Эксперты критически отнеслись к данной затее. Они уверены, что серьезные игроки рынка экспорта зерна будут опасаться партнерства как с Крымом, так и с Сирией, ввиду нахождения обеих территорий под международными санкциями и скорее рассматривают проект как политический, целью которого является демонстративное намерение связать два санкционных региона.
Несмотря на это, Аксенов отправился обсудить этот вопрос с Башаром АСАДОМ в столицу арабской республики. Премьер-министра в составе делегации сопровождали спикер крымского парламента Владимир Константинов, а также местные чиновники и бизнесмены. Поездка была приурочена к проведению Дней Крыма в Сирии 11-14 октября.
В итоге главы регионов договорились о создании судоходной компании и торгового дома Крыма в Сирии, куда будет поставляться продукция с полуострова. В частности, речь идет о Керченском стрелочном заводе, Красноперекопском трубном заводе, заводе «Фиолент», фирме «Сэлма», занимающейся производством электротехнического оборудования. И торговый дом вскоре открылся. Но не в Сирии, а в Крыму. Сирийские партнеры учредили его в декабре и сейчас он проходит регистрацию как резидент крымской свободной экономической зоны. Среди прочего решается и вопрос о расчетной системе. Вероятно, что оплата все же будет производиться в рублях. По крайней мере, на это надеются крымские власти.
Уже по возвращению крымской делегации стало известно, что морские порты Керчи и Феодосии станут основными для организации регулярного судоходного сообщения с Сирией. Гендиректор «Крымских морских портов» Алексей Волков уточнил, что уже сейчас из Феодосии отправляются грузы в Сирию. С запуском железнодорожного сообщения по Крымскому мосту грузооборот порта заметно вырастет. Керчь рассматривается как аванпорт моста для обработки паромов и отправки небольших партий грузов, в том числе наливных и газа. В течение 2019 года речь может идти об объемах в 1 миллион тонн грузов, с наращиванием к 2021 году до 5 миллионов тонн.
«Для этого необходимо сделать определенные шаги, в частности, произвести дноуглубление в Керченском порту, создать в порту Феодосии зерновой терминал», — сказал гендиректор «Крымских морских портов».
Он также считает, что этот проект позволит предприятию выйти на самоокупаемость за счет увеличения объемов торговли. Сейчас же в портах республики осуществляется перевалка менее одного миллиона тонн грузов в год, при возможности в 23 миллиона тонн.
Отправлять в Сирию из Крыма планируют главным образом зерно, строительные материалы, металлопродукцию, технику и оборудование. Взамен Сирия готова поставлять овощи и фрукты.
К слову, отправка крымского зерна началась еще в июне, когда первую партию отгрузили в Камышовой бухте в рамках соглашения о сотрудничестве между портами Тартуса и Севастополя. Губернатор города Дмитрий Овсянников Севастополь и Сирия могут сотрудничать в сельском хозяйстве, отрасли строительных материалов, строительстве дорог, восстановлении пострадавших во время боев сирийских городов.
Всего пустить на экспорт планировалось около 3,8 тысяч тонн крымского зерна, которое стало камнем преткновения между республиканскими властями и местным минсельхозом. Дело в том, что засуха, настигшая полуостров в начале лета, уничтожила посевы озимых на площади более 18 тысяч гектаров, яровые — около 4 тысяч гектаров. Общий ущерб сельхозпроизводителям составил около 250 миллионов рублей. В связи с этим минсельхоз Крыма попросил правительство приостановить экспорт зерна в Сирию, Ирак и Иран. По состоянию на 2 августа 2018 года в эти страны с территории Крыма было вывезено около 60 тысяч тонн зерна.
«Мы готовим письмо о том, чтобы приостановить вывоз зерна из Крыма, чтобы перенаправить его по нашим отраслям. У нас идет увеличение животноводства, нужно гарантировано выдать населению, чтобы оно тоже занималось на приусадебных участках. И мы хотим, чтобы продовольственное зерно до нового урожая гарантировано было в Крыму», — отметил министр сельского хозяйства Андрей Рюмшин, добавив, что предприятиям полуострова необходим гарантированный запас зерна, которое стали использовать уже из резервного фонда.
Кроме того, региональный минсельхоз рассматривал перспективу использования зерна из интеграционного фонда, а так же обращения к соседним субъектам, если своего зерна все же не хватит.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, премьер-министр Аксенов заявил, что республика продолжит экспортировать зерно в Сирию, Иран и Ирак, заверив общественность в достаточном количестве урожая яровых и озимых в Крыму. При этом отметил, что в 2018 году республика не добрала 700 тысяч тонн зерна по отношению к прошлому году.
«Крым поставляет зерно в Сирию, он должен выполнять свои обязательства по договорам. Это не навредит республике, зерна будет достаточно и жителям и гостям полуострова», — заверил врио директора Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий.
В начале января губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников сообщил о намерении отправить из Севастополя в Сирию 200 тысяч тонн зерна в течение 2019 года. Объемы поставок планируется наращивать и в дальнейшем.
Кстати, Овсянников тоже не стал тянуть с визитом в арабскую республику для заключения ряда соглашений. В частности обсуждалась идея создания «морского пути» между Севастополем и провинцией Тартус. По мнению депутата Госдумы от Севастополя Дмитрия Белика, запуск морского сообщения с Тартусом будет способствовать созданию в Севастополе масштабного транспортного хаба. Севастополь и Сирия в рамках торгово-экономического сотрудничества будут создавать совместные предприятия, заявил губернатор Овсянников.
Уже в феврале между Севастополем и провинцией Тартус начнет курсировать первый частный корабль с грузами, сообщил Владимир БАЗАРОВ, заместитель губернатора Севастополя. Причем грузы в Сирию будут доставляться не только из Крыма, но и из непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. Глава Крыма отметил, что в рамках сотрудничества между регионами полуостров может выполнять транзитную функцию для транспортировки товаров, которые производятся или добываются на территории ДНР и ЛНР.
Стоит напомнить, что межпарламентское соглашение между крымом и этими республиками было подписано 18 января этого года. Крым стал первым регионом России, подписавшим соглашение с ДНР и ЛНР.
Пока севастопольская делегация гостила в Дамаске, осуждался и вопрос аэродрома Бельек. К его двойному назначению может добавиться международный статус посредством организации воздушного сообщения между Севастополем и Сирией. Из Крыма в САР будут организованы пассажирские рейсы, заявил Дмитрий Белик.
Помимо всего прочего планируется, что крымские судостроительные заводы могут строить и ремонтировать любые гражданские и военные корабли по заказу Сирии. Министр промышленной политики Крыма Андрей Васюта отметил, что судостроительные заводы «Залив» и «Море», обладающие уникальными для России производственными мощностями, готовы строить или ремонтировать суда любого класса, в том числе танкеры любого тоннажа и водоизмещения.
Также в рамках сотрудничества в Крыму рассматривают вопрос реабилитации, отдыха и лечения для жителей Сирии, в первую очередь — детей. По словам министра курортов и туризма республики Вадима Волченко, можно организовать детский отдых в международном детском центре «Артек». В дальнейшем возможны совместные бизнес-проекты в области рекреации и туризма, добавил он.
Сирия, в свою очередь, готова поставлять в Крым фосфаты, необходимые для производства сельскохозяйственных удобрений в закрытом корпусе завода «Крымский Титан». По словам министра промышленной политики РК Андрея Васюты, часть завода, которая производит удобрения, на сегодняшний день закрыта, но была построена именног под сирийские месторождения фосфатов еще в Советском Союзе в 70-е годы.
«Сейчас мы эти месторождения знаем, и сирийская сторона готова нам поставлять эти фосфаты, как только мы сделаем заявки», — пояснил он.
Также есть предложения крупных игроков с определенными ресурсными возможностями, которые позволят Крыму увеличить количество объектов по добыче нефти и газа на сирийской территории. По словам Сергея Аксенова, полуостров может отправить буровые установки «Черноморнефтегаза» в Сирию с целью государственно-частного партнерства.
«У нас же техника абсолютно новая, которая способна бурить практически на любых глубинах. Обсуждаем совместную деятельность. Есть в том числе частные крупные игроки, которые способны дать необходимый ресурс для вовлечения нас в процесс. Уже обсуждаются технологии», — рассказал АКСЕНОВ.
Источник: «Аргументы недели – Крым»